Sciencechallenge [8/100] Мы лучше запоминаем положительные высказывания




Повторение - мать учения. Но повторение повторению рознь.


В 2014 году в журнале Journal of Experimental Psychology группа экспериментаторов (Mayo R. et al.) исследовала довольно интересный вопрос: любое ли повторение материала полезно и идёт на благо запоминанию. Ученые провели ряд экспериментов, основная суть которых заключалась в следующем: участникам после запоминания задавали вопросы, связанные с запоминаемой информацией. Затем проводили тест.

Пример:

Нужно запомнить среди прочих предложение "тот почтальон опоздал на работу на 15 минут"
Вопросы разным участникам:
  • *утвердительный (то есть ещё раз повторяет то, что было в предложении): "почтальон опоздал на работу на 15 минут?" - ответ участника №1: "да"
  • *измененный: "почтальон опоздал на работу на 10 минут?" - ответ участника №2: "нет"
(ведь прошло совсем немного времени и они помнят довольно хорошо).

Затем прошло около 20 минут. Тест на память.
Участник №1 вспоминает, что "почтальон опоздал на 15 минут".
Участник №2 вообще не помнит о том, что там был почтальон (если ему нужно рассказать, что он помнит), или не помнит на сколько он там опоздал (если в тесте есть намек на почтальона).

Конечно, №1 вспоминает не всегда, да и №2 не всегда забывает, сейчас был рассказан некоторый общий случай, как это может происходить на практике.

В результате получили следующее: тот, кого наставляли на "измененные" рельсы, гораздо хуже проходил тест на память, чем тот, кто точь-в-точь повторял запомненную информацию с вопросом от экзаменатора.



Объяснить это можно следующим образом. Как только вы что-то запомнили, у вас образовалась в головном мозгу довольно слабая нейронная связь. Когда вам задают утвердительный вопрос, вы "прокатываетесь" по данной связи, а любой "прокат" покрывает нейронную связь миелиновым одеялом (чем больше прокатов, тем одеяло толще, тем мы быстрее вспоминаем и дольше помним).
Когда вам задают измененный вопрос, рядом создается ещё одна нейронная связь, тоже очень слабая. В результате, попадая в точку выбора, вы не можете вспомнить, какая "дорога" правильная, ведь они обе одинаковые, никаких опознавательных сигналов для бегающего по ним эл. заряда нет. А если в точку выбора вы не попали (вам не намекнули), то вы вообще можете и не вспомнить об этом, ведь сигнал "проверки" наличия информации будет распыляться на два пути.

Фривольная иллюстрация для поверхностного понимания представлена.



Вывод: тестировать себя - это хорошо. Но не прибегайте к тестам сразу после запоминания (ведь в тестах бывают и измененные вопросы). Лучше несколько раз (5-6 минимум) повторите материал, лишь затем приступайте к проверке.
Для тех, кто учит детей и/или взрослых: не забрасывайте "измененными" вопросами учеников, помогите им в запоминании утвердительными выражениями.

Исследование: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24635186

Комментарии

Советую прочитать

Переменки, перерывы, перекуры - суть одна: польза сразу нам видна