Музыка для мозга


Музыкальный настрой дело мухи седьмой…
…Но так ли хочется танца?




Время чтения: 11 мин. 37 сек.
Уровень читабельности SMOG: 10.15

Музыка у нас всегда ассоциируется с чем-то веселым или грустно-заунывным, большой орущей под окном компанией, у которой в эн-ный раз села батарейка, или ламповыми посиделками при свечах с гитарой.
Но кто-то использует музыку не для развлечения, дабы отвлечься от мирской суеты и городского шума, а для того, чтобы заниматься, учиться и концентрироваться.

Хм… музыку? Чтобы учиться? На первый взгляд кажется странным, но многие школьники, студенты, рабочие и трудящиеся разных номиналов и мастей так или иначе доходят к этому, причем зачастую интуитивно. Вставил заветные компактные динамики в ушную раковину, включил любимую композицию, совершил временный акт деинсталляции себя с твердотельного носителя внешнего мира и поехал своей дорогой в увлекательный мир новых знаний.

Давайте постараемся аккуратно разобраться во всей этой теме, обратимся к науке за современными исследованиями и найдем ответы на следующие вопросы:

  • Работает ли музыка для улучшения концентрации внимания?
  • Как это работает?
  • Какую музыку использовать?


Как это работает?

Каким бы колоссальным мы ни считали современный технологический прогресс, до конца работу мозга едва ли мы изучим в ближайшие несколько десятилетий. Больно сложна система, и мы в ней пока что лишь октябрята. Однако нам есть за что зацепиться, чтобы проникнуть в тему на достаточный для понимания уровень.

История такая: жил был дед Мозгей и было у него две дочери-красавицы: Сознательная Концентрация и Бессознательная Концентрация. Первая очень любила помогать отцу выполнять поставленные перед ним задачи. Вместе они садились за стол и начинали разбираться в делах. Вторая же была невесткой буйного нрава. Постоянно кричала, била половником в дно кастрюли и отвлекала от работы наших трудолюбивых героев. Но если её утихомирить, дать ей игрушку, ватрушку, дабы её отвлечь и успокоить, то работа первых двух шла на лад.




Переходим к более официальной терминологии: ученые выдвинули гипотезу [1] двойной системы внимания. Есть дорсальная система внимания (ДСВ) и вентральная система внимания (ВСВ).

ДСВ поддерживает нашу сознательную концентрацию на некоторой задачи, в то время как ВСВ постоянно исследует всё, что находится вокруг нас, ищет новые стимулы и возбудители, перманентно старается обнаружить нечто изменяющееся в окружающей нас среде: звуки, визуальные образы, запахи. ВСВ работает быстрее, при необходимости разом перетягивает на себя всё одеяло. Вспомните себя, вы усердно работаете, вдруг слышите резкий шум – тут же отвлекаетесь для поиска источника.

Когда мы занимаемся очень интересным для нас делом, вся семья трудится вместе, правда с некоторыми фортелями от Подсознательной Концентрации. Когда мы занимаемся скучным, нежеланным делом, то как бы Сознательная Концентрация ни хотела помочь отцу, её сестра бьёт половником по металлу, всячески отвлекая от дела. «Ой, тут надо помыть посуду по второму кругу, ой, вдруг надо прибраться… зайду-ка в ВКшечку…»


В любой ситуации Подсознательная Концентрация норовит выдернуть нас из рабочего состояния, и чем менее заинтересованы мы в продолжении дела, тем лучше у неё это получается.

ВСВ как маленький ребёнок: если её не отвлечь, будет плакать и требовать внимания. Но, как и маленького ребёнка, её можно угомонить минимальными затратами сил: всего лишь надеть наушники. Она нашла себе занятие, мы дали ей ту самую игрушку-ватрушку, которая способна её отвлечь от отвлекания (как бы странно это не звучало) членов своей семьи.  Музыка выступает в роли постоянного раздражителя, забирающего на себя фокус от ВСВ.


В 2013 году в журнале Neuroscience была опубликована статья [2], для которой группа ученых проделала колоссально большой объём работы по измерению активности нейронных сетей в головном мозгу при различном уровне «зашумленности». Участники эксперимента слушали тишину, простой шум и различные музыкальные композиции, исполненные на гуцине. Для ознакомления – часовая подборка подобной музыки, очень хорошо помогающей сконцентрироваться.

Ученые отметили, что прослушивание музыки приводит к очень интересному эффекту: количество вовлекаемых в мысленную деятельность нейронов и нейронных сетей заметно увеличилось. Именно такая обширность подключаемых субъединиц позволяет не впадать в мыслительную колею, а быстро находить решение задач. На этом же эффекте «распыления» основана польза лени и сна, о чем вы можете подробнее прочитать в [Саммари] О пользе лени  и  [Саммари] Мозг во сне. 

Причем, тип/вид композиции не влиял на результат: музыка показала себя лучше тишины и шума.


Однако, важно понимать, что далеко на всякая музыка способна «отвлекать во благо». Нужно подобрать именно такую музыку, которая поможет утихомирить буйную сестру, но не потревожит рассудительную. Об этом мы и поговорим в следующей части.




Какую музыку брать?

На вкус и цвет, все фломастеры разные.

Каждый из нас любит каких-то конкретных исполнителей, определенные жанры и музыкальные направления. Стоит выделить ряд основных моментов, которые нужно учитывать при подборе музыки для фокусирования внимания.

В 2012 году было проведено исследование [3] влияния музыки на способность рабочих концентрироваться. Взяли 102 человека, поделили на две группы: одна слушала музыку со словами, другая – без слов. Во время прослушивания музыки участники выполняли тесты. Те, кто слушал музыку без слов справились с заданиями на 8% лучше своих коллег, вынужденных слушать музыку со словами.  Вывод напрашивается сам собой: распознавание слов (даже если мы этого не стараемся делать) глушит не только ВСВ, но и постоянно отвлекает её рассудительную сестру, шепча что-то на ухо, когда та всячески старается помочь отцу.


Вывод раз: музыку берём без слов.



В журнале Nature в 2014 году было опубликовано большое исследование [4], в ходе которого ученые изучали, как влияет на работу головного мозга музыка трёх субъективных категорий: нравится, не нравится, самая любимая. С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии анализировали активность головного мозга участника эксперимента, прослушивающего в этот момент ту или иную композицию. Снимали томограмму и спрашивали пациента, что он думает о проигранной песне: нравится, не нравится, «аж мурашки по коже».

В результате получили следующее:


Как вы можете заметить, активность префронтальной коры (именно та часть мозга, которая позволяет нам принимать решения и с головой погружаться в сложные задачи) заметно меняется в ряду «не нравится музыка» << «нравится» < «обожаю».

Если подсунуть вам музыку без слов, но ту, от которой у вас вянут уши – едва ли вы получите хоть какие-то преимущества. Скорее даже наоборот, постоянная атака ваших барабанных перепонок со стороны раздражающей композиции ухудшит способность концентрироваться и выполнять поставленные задачи.

Вывод два: выбирайте ту музыку, которая вам больше всего нравится. Любите блюз? – пожалуйста. Не можете терпеть данный жанр? – не истязайте себя, сделаете только хуже.





Совсем недавно, в 2016 году [5], ученые, проводившие первый эксперимент (изучение влияния музыки на способность концентрироваться), выясняли, как эмоции, вызываемые музыкой, влияют на продуктивность.

Взяли 65 молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет. Поделили на две группы, одна слушала музыку со словами, другая – без слов. Ученые подтвердили результаты своего первого эксперимента: музыка без слов помогает улучшить показатели, музыка со словами, наоборот, является отвлекающим спутником.


Но главная суть эксперимента всё же состояла не в этом. В эксперименте 2016 года ученые добавили ещё один тест: после прослушивания музыки участники должны были оценить своё отношение к проигранной композиции. Затем производилась нормировка по эмоциям.

Выяснилось, что музыка, вызывающая положительные эмоции, способствует понижению количества ошибок и повышению внимательности. Музыка, вызывающая злость, страх и печаль наоборот, ухудшает соответствующие показатели.

Ниже приведена таблица эксперимента. Результаты с близкой к нулю статистической значимостью (она же доверительный интервал) были заштрихованы. Такие результаты трактуются как угодно, ценности для эксперимента не представляют.


И хотя в целом результаты эксперимента нельзя назвать выдающимися (очень малая выборка, малые доверительные интервалы многих показателей), мы можем сделать для себя следующий вывод: предпочтение стоит отдавать композициям не заунывно- угнетающим, а вызывающим положительные эмоции.

Вывод три: отдавайте предпочтение бодрящей и воодушевляющей музыке.



Подведём итог

Особым образом подобранная музыка помогает нам утихомирить вентральную систему внимания, работающую неосознанно, постоянно отвлекающуюся и отвлекающую нас. Музыка помогает нам не впадать в мыслительную колею, когда взор целиком направлен на решение поставленной задачи, и мы «смотрим, но не видим», хотя все ресурсы для решения имеются.
И самое банальное, музыка давит внешние шумы.
«Особым образом подобранная» - это спокойная и довольно тихая музыка, вызывающая позитивные эмоции, без слов, приятная сердцу и душе.


Подходящую музыку можно найти на Youtube, Soundcloud, etc. по запросу music for studing.

Или воспользоваться специализированными сервисами focus@will или brain.fm


Библиография:


Комментарии

Советую прочитать

Переменки, перерывы, перекуры - суть одна: польза сразу нам видна

[Саммари] Четвертая промышленная революция. Клаус Шваб