[Саммари] Мозг. Тонкая настройка. Питер Уайброу


С каждым днём количество информации, которое нам известно о космосе неумолимо растёт. Одновременно с этим, наш внутренний космос остаётся всё таким же чарующим и манящим своей сложностью и неизведанностью. Погрузимся на мгновение в мир нейронауки, чтобы посмотреть на нашу жизнь из-за кулис: познакомиться с актерами и узнать хотя бы некоторые их секреты мастерства и слаженности игры.

Время чтения: 10 мин. 55 сек.
Уровень читабельности SMOG: 11.14

По теме: 



Искореженная система вознаграждения

Наши предки ели редко, за любую еду мозг вознаграждал их гормоном удовольствия, от чего те считали себя довольными. В современном развитом мире отношение к еде сильно изменилось. Теперь обычная (читай, хотя бы какая-то) еда не приносит того наслаждения, что приносила нашим предкам. Теперь нам нужны эксперименты с пищей, её разнообразие и всяческая модификация. Мы стали стимулировать гораздо больший выброс дофамина с помощью вредной пищи. Организм привык к такому уровню, и при меньшем количестве уже не чувствует былого наслаждения.

Подробнее читайте в статье Мы все пищевые наркоманы


Сознательная и бессознательная деятельность

Почему мы можем идти и одновременно придумывать стихи. Водить машину и общаться с пассажирами. Мыть посуду и планировать поход в театр. 
Дело в том, что как таковой многозадачности не существует. Мы уже говорили об этом в книге Мозг. Инструкция по применению. Если вы пытаетесь делать два дела, требующих значительных умственных усилий, то либо напортачите, либо вымотаете себя. Однако нам никто не запрещает ходить и думать, решать что-то в уме, учить. Наоборот, существуют научные подтверждения того факта, что работается мозгу лучше именно во время прогулки. 
Оказывается, мозг умело делегирует все входящие поручения разным своим частям. Базальные ядра (ганглии) забирают на себя работу шаблонную, вызубренную от корки до корки, где требуется лишь минимальное вмешательство сознательной части. Умственной сознательной работой занимается префронтальная кора, которая не любит прыгать с места на места, сильно растрачивает энергию на вот такие переключения. 
Именно базальные ядра мы должны благодарить за возможность использования режима "автопилота", который подарила нам природа. Наши привычки оседают именно здесь, поэтому от них трудно избавляться, их непросто прививать. 



Две системы мышления

Автор затрагивает тот вопрос, который очень широко освещается в книге Даниэля Канемана: Думай медленно, решай быстро. 
Когда перед нами встаёт вопрос, мы пользуемся одной из двух или сразу двумя системами мышления, системами принятия решения. 
Первая - молниеносная система I, выдающая ответы как по щелчку на основе нашего опыта, знаний и ассоциаций. Такой подход можно назвать эвристическим, творческим, подсознательным, интуитивным. Вторая система, она же система мышления II ответственна за медленное формирование логически обоснованного ответа. Система I включается в работу быстро, почти не требуя энергии. Система II включается только при необходимости перепроверки деятельности первой системы.
Первая система решает задачу прямо сейчас и здесь. Она не так сильно задумывается о будущем, на это основано такое явление, как "поедание мармеладок", о чем описано в [Саммари] Не набрасывайтесь на мармелад.





Факты о памяти

Мы до конца не знаем, как устроен наш мозг. Мы действительно знаем много разных фактов о том, что и к чему относится, как тот или иной участок мозга функционирует, но мы зачастую не знаем, как это всё взаимосвязано. Дальнейшие открытия нейрофизиологии помогут наконец найти подходящий степлер для скрепления разбросанных листков в правильном порядке. 

Два гиппокампа отвечают за кратковременную память. Гиппокамп состоит двух фрагментов, каждый из которых находится в глубине каждой из височных долей головного мозга. Гиппокамп играет важнейшую роль в кратковременной памяти. Его удаление приведет к тому, что вы проживете в целом нормальную жизнь, будете хорошо помнить моменты, которые были с вами до операции (то есть те воспоминания, которые успели осесть в долговременной памяти), но будете забывать всё, что происходит с вами сейчас. 

Долговременная память протягивается по всей коре головного мозга. Именно поэтому трудно её повредить. Даже те, кому поставлен диагноз амнезия, помнят то, что происходило с ними в прошлом. Я не просто так выделил слово помнят курсивом. Они не могут воспроизвести ту информацию, что есть у них в голове, но вот способность хранить её - никуда не девалась. Проводились эксперименты с участием людей, у которых была сильно повреждена долговременная память. По активности головного мозга во время сна ученые установили, что они видят сны, связанные с прошлым, они помнят прошлое на подсознательном уровне. 

Согласитесь, что мы легко вспоминаем то, что очень много повторяем. Дело в том, что попадание информации в память сопровождается образованием нейронной связи с ещё "голыми" аксонами. У них нет миелинового одеяла, предохраняющего от потери энергии при передаче сигнала. Вспоминаем такую информацию мы не так быстро, ведь скорость передачи сигналов по "голым" сетям примерно 9 м/c, наличие миелинового одеяла заметно повышает скорость, которая при увеличении толщины миелина повышается до 120 м/c - скорости торнадо. Миелин, который также называют белое мозговое вещество, занимает около 42% от общего объема мозга.


Зеркало души

Зеркальные нейроны - массивный кластер нейронов головного мозга, которые возбуждаются, когда мы наблюдаем за тем, как кто-то что-то делает.
Представьте себе, что два человека лежат в аппарате МРТ и смотрят друг на друга. Один ест банан, второй только наблюдает. У второго активность головного мозга будет соответствовать первому, хотя он лишь смотрит. Это проявляется именно благодаря тому, что у нас есть зеркальные нейроны. 
Считается, что зеркальные нейроны появились для того, чтобы ребеночек быстрее, путем подражания действиям, мимике, жестам, взрослых. Однако система, созданная для акселерации развития в малом возрасте, никуда не девается во взрослом и во многом определяет способность человека к эмпатии.


Число Данбара

Почему количество друзей в соц.сетях не говорит о реальных друзьях человека почти ничего. Дело в том, что согласно антропологу Робину Данбара человек может поддерживать лишь ограниченного количество социальных связей. Под словом "поддерживать" подразумевается следующее: вы знаете отличительные черты человека, его характер и социальное положение. Число варьируется около среднего значения в 150 знакомых (это количественный предел группы с осмысленными* отношениями). 
Антрополог активно изучал становление общин у приматов и на основе законов эволюции пришел к выводу, что хорошо знакомых человеку людей не может быть более 230 (а в среднем, повторюсь, около 150). Добавление нового человека в сеть приводит к затиранию старых контактов. Человека то вы может и знаете, помните и всё в этом духе, но вот поддерживать отношения на достаточном уровне уже просто не успеваете
*Осмысленные отношения
Нужно прояснить, что такое осмысленные отношения с позиции автора. Человек всегда находится в нескольких кругах знакомых. В первом кругу находится около 5-6 самых близких людей. Далее идет круг в 15-20 людей, в которую входят не таким близкие, но всё-таки очень важные для вас люди, с которыми вы регулярно поддерживаете контакт. В следующий круг входит примерно 50 человек, которые чем-то важны для вас, но постоянного контакта вы с ними не имеете. 



Ген речи

Не так давно, в одном из самых влиятельных научных журналов Nature было выдвинуто предположение, что ген FOXP2, который у человека отличается от этого же гена у других приматов всего на 2 нуклеотида, ответственен за формирование речевого аппарата и за возможность развития языковых навыков. 


Финская система образования

В 2007 году гигант мира консалтинга, компания McKinsey провела исследование 25 наиболее эффективных систем школьного образования в мире. По результатам исследования было установлено, что наибольшее значение имеют три следующих фактора:
  • Привлечение лучших людей к преподавательской работе
  • Поддержка их постоянного профессионального роста
  • Обеспечение доступности качественного образования для всех детей
А теперь давайте посмотрим, как организована финская система образования. 
В среднем в Финляндии конкурс на место преподавателя 10 человек на место. Там есть точно такие же пед.институты, однако престижность профессии делает обучение совершенно иным. Студенты, будущие преподаватели, не просто просиживают штаны, а рвут известное место, дабы стать лучшим в своём деле. Престиж профессии придают социальная значимость, сложность поступления и, конечно, солидная поддержка со стороны государства. В результате: лучше умы с прекрасными возможностями роста. Такие люди с удовольствием прокачивают себя, изобретают новые методики прокачивания других и с наслаждением делятся знаниями. Дети же получают учителей с горящими глазами, которые при этом учат их тому, что дети сами хотят. В первых классах почти всё образование проходит в игровой форме, а затем дети занимаются тем, что им по душе с учителями, обожающими свой предмет.
Экзаменов там почти нет и уровень стресса учеников на любой ступени сведён до минимума.

Комментарии

Советую прочитать

Переменки, перерывы, перекуры - суть одна: польза сразу нам видна