[Эрудит] Лукуллов пир
Современная булимия имеет глубокие корни. Еда как развлечение в фантасмагорических объёмах. Поговорим о неимоверно интересном выражении "Лукуллов Пир"
Луций Лицинтий Лукулл – видный деятель Римской империи I века до н.э, выходец из плебейской семьи, никогда не видевшей богатств. Лукулл был талантливым полководцем, но безжалостным и суровым. Как военачальника его, конечно, уважали, но как человека – не терпели. Именно малая популярность среди людей привела к тому, что Лукулл оставил военное дело. С завоеванным в походах золотом он перешел к спокойной и размеренной жизни зажиточного патриция. В историю он вошел ни как филантроп, создавший одну из самых больших библиотек Рима, ни как успешный полководец – нет, он самый яркий представитель «семейства чревоугодиевых».
Еда не роскошь, а средство развлечения:
Он любил устраивать особенно роскошные пиры для своих друзей, и в этих его порывах прослеживалась идея того, что чрезмерное богатство для него в диковинку. Он тратил деньги на еду так, будто это был единственный смысл его жизни, а золото всё не кончалось.
«Лукулл устраивал ежедневные пиры с тщеславной роскошью человека, которому внове его богатство. Не только застланные пурпурными тканями ложа, украшенные драгоценными камнями чаши, увеселительное пение и пляски, но также разнообразные яства и не в меру хитро приготовленные печенья вызывали зависть у людей с низменными вкусами»

Причем были не просто диванчики или стулья, для того, чтобы гости, допущенные к столу (богатые и знатные) могли сидеть. Там были целые кровати, чтобы гости могли лежать. Считалось, что так больше влезает. Смысл был не наесться, смысл был в том, чтобы съесть как можно больше, попробовать всё, что стоит на столе.
А на столе всегда было чем поживиться. Трапеза длилась от 6 до 10 часов, и за это, мягко говоря, продолжительное для одного приёма пищи, время гостям меняли по 10-20 блюд 3-4 раза. Начинали трапезу с закусок, затем шёл бесконечный обед, завершавшийся десертом. Изысков было море, начиная от 10 видов мяса, приготовленных совершенно невообразимыми способами, до экзотических и редких деликатесов из-за моря.
Булимия античности:
Тогда возникает вопрос, что делать, когда ты налопался под завязочку. Всё очень просто: павлиньем перышком пощекотать глотку. И ты снова свободен от пищи, которая толком не успела перевариться, можешь снова набивать себя едой. Аналог современной булимии, не иначе.
А теперь об ограничениях:
Женщины (шел отбор по гендерному признаку, или в целях сохранения их красоты) не имели права возлежать на ложах вокруг столов, поэтому скромно сидели на стульях в стороне.
И если пища всегда была а-ля «шведский стол», то вот количество выпитого четко регламентировалось. Пили, что хорошо отражено в той же Игре Престолов, в основном вино, поэтому перепивать было запрещено. Поэтому ешьте сколько хотите, а вино нам тут не переводите.
Что вошло в историю:
Отсюда и пошло малоизвестное, но очень образное выражение «Луккулов пир», которым можно описать любое пышное застолье в кругу родственников и семьи, которые мы все очень любим.
В романе Александра Дюма «Три мушкетёра» в реплике Портоса есть фраза: «Лукулл обедает у Лукулла».
История этой фразы не менее забавна: однажды, когда Лукулл остался один, его раб накрыл очень скромный стол. Ведь гостей нет, зачем эти сотни блюд. На что рассерженный Лукулл заявил: «Сегодня Лукулл обедает у Лукулла!», что обозначало, что пир должен быть ещё пышнее, ведь на него придёт САМ Лукулл. Поэтому фразу используют, чтобы подчеркнуть пышность атмосферы мероприятия.
По мотивам "Плутарх. Сочинения"
Комментарии
Отправить комментарий