[Саммари] Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти. Анхельс Наварро

Чтобы щеголять памятью - нужно её тренировать. Читаем не только теорию, но и подкрепляем практикой.


Факторы, положительно влияющие на память:
  • Бороться со стрессом
  • Заниматься физическими упражнениями
  • Высыпаться
  • Правильно питаться
  • Тренировать ум

Структура памяти:
  1. Сенсорная память - регистрирует сигналы, полученные органами чувств. Если мы не оказываем внимания некоторому происшествию, оно выбрасывается из сенсорной памяти. Хранится информация здесь до 2 секунд.
  2. Кратковременная память - запоминает элементы в течение короткого промежутка времени. Хранит 7-8 единиц информации в течение 2-3 минут. Если нет дополнительных усилий по запоминанию - выбрасывается из памяти. Почти не поддается расширению.
  3. Долговременная память - главное хранилище информации в течении продолжительного времени. Похоже, её объем безграничен. Поддается тренировке.
    1. Эксплицитная память - содержит информацию, которой мы пользуемся при сознательном размышлении. Чем больше концентрируемся - тем лучше выполняем.
      1. Эпизодическая память - воспоминания о нас самих, где мы - главные герои.
      2. Семантическая память - знания о мире, факты, сведения.
    2. Имплицитная память - рефлексы, движения, непроизвольные автоматические действия. Чем меньше концентрируемся - тем лучше выполняем.

3 фазная система памяти:
Память - когнитивный процесс, предназначенный для накопления, сохранения и воспроизведения информации, получаемой от органов чувств.
1 фаза: восприятие - осознанное введение информации в накопительную систему памяти. Формируются определенный нейронные пути в результате одновременной активации нескольких нейронов.
2 фаза: хранение - осознанное повторение информации для поддержания нейронных путей и их дополнительной миелинизации. Без повторения информация утрачивается, так как утрачиваются нейронные пути в виду ненадобности (мозг стремится по максимуму проредить ряды для создания максимально эффективной нейросети).
3 фаза: воспроизведение - акт вспоминания информации. Насколько быстрым и точным будет он зависит от первых двух фаз. Об этом мы говорили в Как запоминать (почти) все и всегда.

Факторы, негативно влияющие на память, при условии хорошего здоровья и физического состояния:
  • Неправильное запоминание
  • Отсутствие повторения
  • Помехи при запоминании и искаженный ввод информации

В книге разбираются основные наводки и ключи к повышению потенциала памяти:
  1. Внимание. Чем больше вы заостряете внимания на объекте изучения, тем быстрее вы переводите информацию о нем из сенсорной памяти в кратковременную и оттуда в долговременную. 
  2. Организация знаний. Структурированный и классифицированные знания воспринимаются нашим мозгом легче, чем разношорстные факты.
  3. Повторение. Повторять выученную информацию необходимо для поддержания созданных нейронных путей.
  4. Визуализация и чувства. Создание образов к запоминаемым предметам заметно упрощает процесс ввода информации (фаза 1)
  5. Ассоциации. Нам легче изучать то, в чем мы уже хоть немного разбираемся, потому что наш мозг всегда получаемую информацию сравнивает с уже имеющейся и повторяет её (фаза 2), а также дополняет её.
  6. Местонахождение в пространстве. Когда мы что-то пытаемся вспомнить, мы часто фокусируемся первым делом на месте, с которым ассоциируется воспоминание.
  7. Логические связи. Нам гораздо легче понять и запомнить то, в чём мы видим логику.
  8. Экстравагантность. Мы лучше запоминаем то, что оказывается для нас необычным, ярким и образным.


В книге приводятся 95 упражнений для разминки и развития вашей памяти, упражнения разной сложности и разной интересности. 

Комментарии

Советую прочитать

Переменки, перерывы, перекуры - суть одна: польза сразу нам видна

[Саммари] Четвертая промышленная революция. Клаус Шваб