Методы конспектирования

Какие основные атрибуты студента? Ручка, тетрадь, спички для поддержки век, чашка кофейку с сахарком для ума и желание слушать лектора, записывая за ним всё подряд... или хотя бы сквозь сон слышать.



А потом приходишь домой, открываешь тетрадь и думаешь: "Так, что это написано? Погоди... а это что? Все поля разукрасил, а суть то где, ой, а это зачем вообще писал. Ну и как по этому готовиться?"

Для тех, кто ещё ходит на лекции и даже стремится что-то записать - сегодняшний гайд по самым эффективным методам конспектирования для повышения Вашей продуктивности как во время пары, так и после нее. 

Материал особенно будет полезен первокурсникам и всем тем, кто верит в пластичность своего ума и готов менять обыденное. Привожу свои наблюдения, делюсь опытом использования.

Всего в основном выделяют 6 методов конспектирования:

1. Метод "Пиши хоть как-то, потом разберёмся"
Самый распространенный метод - потому что самый первый. Никаких хитростей - пиши всё, что успеешь. Абсолютно все до него доходят своими силами, с первого урока, с первой пары, с первого взгляда, с первого вздоха. Мы и будем здесь пытаться отойти от этого малоэффективного метода, модифицировать его и применить в жизни.




2. Метод Уолтера Паука
Среди всех отклоняющихся от обычного методов конспектирования - самый популярный. Другое название - метод Корнелла (в честь alma mater автора). 
В основе метода лежит всеми нами любимый и при этом ненавидимый метод "пиши - потом разберемся". 

По задумке автора вы делите вашу тетрадную страничку на 3 области:
Правая область - для заметок, тезисов, основных вопросов, освещенных в лекции.
Левая область - более полная версия правой, без вашей воды, только лекция.
Как правило, сначала заполняют именно левую сторону, параллельно выписывая основные мысли вправо. 
Нижняя область - вывод из написанного выше, которую заполняют дома.

Пропорции блоков могут меняться в зависимости от ваших предпочтений, нужно порасписывать несколько листов, меняя соотношения сторон, и найти для себя оптимум. Я предпочитаю под заметки оставлять около 1/3 страницы, так как не так много пишу во второй столбец. 

Из своего опыта: метод абсолютно не применим к листам формата А5. Конечно, если вы умеете и любите писать очень мелко, то для вас нет проблем и с обычными, всё же достаточно малыми для данного метода листами.
Постоянно экспериментирую, нашел для себя, что альбомная ориентация для данного метода - неплохое подспорье, дающее бо́льшую область для заметок. Особенно для тех, кто любит поразмышлять во время лекции, записать не только то, что говорит лектор, но и то, что проходит вам в голову.



3. Метод Билла Гейтса

Возьмите лист. Помните, когда впервые залезли в Paint, то первым делом накалякали какую-то ерунду, затем нашли фигурки и налепили на весь экран прямоугольников.
В этом и заключается данный метод, только прямоугольники рисуются отнюдь не бездумно, каждый имеет размер в соответствии с обширностью темы, под которую он отводится.
Выглядит это всё примерно так:

Из своего опыта: метод позволяет выделять блоки под свои мысли, в чем его несказанный плюс, при должной сноровке можно создавать структурированные конспекты, однако применим метод далеко не ко всем дисциплинам. Ищите то, что Вам лучше всего подходит под данную конкретную ситуацию.



4. Метод Mind - Mapping

Ментальные карты - как много в этом словосочетании нечто возвышенного, одухотворенного.
Метод по своей сути очень прост - в центе пишите тему, от неё во все стороны тезисно вопросы, освещенные в лекции. Метод используют в основном для книг, так как в лекциях всё же, как правило, тезисно мало что можно законспектировать и нужна развернутая конкретика. 

Из своего опыта: для лекций метод применяется с натяжкой, только если вы хорошо осведомлены в преподаваемом материале, и вам нужно лишь его освежить в своей голове.
Основная причина неудобства - мало места на листе, одна тема начинает заходить на другую, стрелки друг друг друга пересекают, каша мала,  а переход на дополнительный лист напрочь убивает все плюсы метода.
Решить проблему не резинового места на физическом носителе - бумаге можно с помощью современных технологий. Существуют сервисы, как онлайн, так и офлайн, позволяющие создавать обширные ментальные карты.
Coggle, Xmind, Freemind, MindNode, BubbleUs и множество других.



5. Метод Картотеки
Модификация первого метода. Все как обычно - пишите свою лекцию и пишите, только при этом, перед каждым предложением ставите его номер. "1. 2. 3...."
А потом, если Вам нужно сослаться на то, что вы уже написали, так и указываете "(см 119.)"
Из своего опыта: целостно метод можно применять для небольшого количества дисциплин. Однако, его корни есть почти во всех - указание формул, теорем и выводов производится именно с помощью нумерации.







6. Метод Скотта Янга

Во многом - квинтэссенция всех предыдущих методов.
Основной посыл: не бездумно пишите то, что говорит лектор, а то, что вы считаете нужным записать. Дополняйте текст своими комментариями, делайте заметки. Вы - сито, отбирающее только нужные Вам зёрна.
Фактически - самый первый метод с интегрированными 2 и 5 методом, без разделений на поля, с пометками в самом тексте, искоренением воды на самой стадии записывания.


В заключении, хочу привести слова Юрия Левитанского: каждый выбирает для себя. Ищите, пробуйте, находите лучший именно под ваш стиль письма метод. Я предпочитаю метод Уолтера Паука в альбомном исполнении с ссылками из метода 5, при этом в правую часть вы выписываете свои мысли в блоки, как в методе Билла Гейтса, а в левую часть пишите только то, что уже мысленно обдумали и интерпретировали для себя, ровно как в методе Скотта Янга.


Комментарии

Советую прочитать

Переменки, перерывы, перекуры - суть одна: польза сразу нам видна

[Саммари] Четвертая промышленная революция. Клаус Шваб